24 Янв 2011

Все о жизни и творчестве Ивана Айвазовского — в новой книге издательства

Издательство ОЛМА Медиа Групп рекомендует новую книгу в серии «Великие мастера живописи» — Иван Айвазовский.


Иван Константинович Айвазовский вошел в русскую культуру как великий моренист. Он воспел морскую стихию, показал ее могущество и красоту. Один из главных принципов художника отражает его отношение к творчеству: «Жить для меня — это значит работать».

Однако Иван Айвазовский был человеком одаренным в самых разных областях. Современники считали его прекрасным рассказчиком и музыкантом. О новой книге и ее героя редактор сайта www.olmamedia.ru  Юлия Дорогова поговорила с автором книги, с искусствоведом, страшим научным сотрудником Лекционного отдела ГТГ Еленой Евстратовой.

Ваши книги, во всяком случае, те, которые выпускало издательство ОЛМА Медиа Групп, посвящены русским художникам: И.Репину, И. Шишкину, И. Айвазовскому.  Вы занимаетесь исследованием творчества только русских художников? Как возникла любовь к русской живописи?

В Третьяковской галерее, где я работаю,  хранятся произведения только  русской школы живописи.  Нет, есть конечно, и иностранные  имена, но все они так или иначе  были связаны  с  работой в России и формированием именно русской школы. Поэтому в моем распоряжении есть и  архивы  художников, и прекрасная научная библиотека  ГТГ, а самое главное — подлинники картин, без  знания которых полноценную  книгу о художнике написать невозможно.

Что касается любви к русской живописи…  Из детства, наверное. Художественная школа, первые  собственные опыты в искусстве. Тогда и появился этот интерес  к истории искусства — не только  русского, но и западноевропейского тоже.  Судьба меня привела в Третьяковку, так что среди русского  искусства я, можно сказать, живу.  Вот из этих многолетних  «бесед» с шедеврами и возникла любовь.

Ваша новая книга посвящена Ивану Константиновичу Айвазовскому. Известно, что он любил литературу  и даже общался с Николаем Гоголем. Расскажите, как  они познакомились?

Айвазовский  познакомился с Гоголем в 1840 году, во время путешествия по Италии.  Они  общались недолго, но Айвазовский оставил очень колоритные воспоминания о великом писателе. Они вместе гуляли по Флоренции, осматривали ее музеи… Надо сказать, что Айвазовский  был превосходным рассказчиком, прекрасным мемуаристом.  В глубокой старости о событиях полувековой давности он рассказывал так ярко, словно они происходили вчера. В новой книге —  масса увлекательных подробностей из его личных  воспоминаний и  из мемуаров о нем. Например,  впервые  приведены  интересные свидетельства о его взаимоотношениях с императором Николаем I.

Писатели говорят, что когда они работают над книгой, они перестают быть собой и как бы сживаются со своими героями. Расскажите, как вы работаете над книгой? Погружаетесь ли вы в жизнь художника или, напротив, стараетесь посмотреть на его творчество со стороны?

Творчество великих   мастеров, конечно, связано с их  жизнью, с эпохой, когда они жили…  Но  на то они и  великие мастера, чтобы  возвыситься  над собственными  личными обстоятельствами и  дать в   своих произведениях откровения на все времена…   Поэтому  я считаю  своей задачей не столько  «погрузиться» в факты биографии художника, сколько найти  то  драгоценное, актуальное, вечное, что есть в его творчестве.

Сейчас многие деятели культуры говорят о снижении интереса  к литературе, живописи и театру, в отличие, например, от кинематографа. Согласны ли вы с этим утверждением? И  каким способом, на ваш взгляд, можно популяризировать изобразительное искусство?

Судя по тому, что  билеты на хорошие спектакли  московских театров по- прежнему не достать, а  в выходные  дни  в Третьяковку стоит очередь во весь Лаврушинский переулок § все не так плохо…  Как  популяризировать изобразительное искусство? Оно довольно элитарно,  так просто   глубокому пониманию не поддается. Думаю, что все начинается с семьи.  Если в вашем городе есть художественный музей, сходите туда с ребенком.  Как правило,  при музеях  есть детские  студии, там работают  настоящие  энтузиасты — профессионалы своего  дела.  Если в городе нет музея, то есть интернет с его виртуальными экскурсиями и цифровыми коллекциями. И, конечно, книги  об искусстве — особенно для детей и юношества.  Меня часто спрашивают: а зачем все это нужно?  А  затем, чтобы создать  противовес всей грязи и пошлости жизни. Поверьте, что «послания», которые несут великие произведения искусства, вполне способны   помочь создать «внутренний стержень» жизни человека.



Читайте также по теме:

ОЛМА поможет создать домашний музей шедевров мирового искусства