26 Авг 2008

Бегство от реальности. Секрет фирмы

Дневник наблюдений

Падение рентабельности книжного бизнеса вынуждает «Олма медиа групп» искать новые пути снижения издержек.

Холдинг «Олма медиа групп» известен на книжном рынке своей непрерывной борьбой за экономию. Например, осенью прошлого года компания открыла собственную типографию в китайском Шеньчжене. Там теперь печатается не только большая часть книг «Олма медиа групп», но и книги других издательств.

Теперь «Олма» рассчитывает снизить издержки за счет интернета. Компания вложит $10 млн в развитие интернет-проектов и сделает их стратегическим направлением бизнеса. Сумма не маленькая — так, первоначальные инвестиции в популярный среди офисных клерков проект E-executive.ru составили $500 тыс.

«Олма» откроет несколько тематических интернет-порталов, рассчитанных на женщин, детей, фанатов здорового образа жизни и любителей истории. Издательство надеется на синергию старого и нового бизнес-направлений: интернет-порталы будут использовать уже накопленный «Олмой» контент и одновременно станут рекламной площадкой для книг и авторов издательства.

Очевидно, затея «Олмы» отвечает стратегическому курсу издательства. Два года назад совладельцы компании Олег Ткач и Владимир Узун отошли от оперативного управления и доверили его команде менеджеров во главе с бывшим гендиректором ИД «АиФ» Дмитрием Ивановым. Иванов начал масштабную реструктуризацию бизнеса, намереваясь построить диверсифицированный медиахолдинг.

С другой стороны, выход в интернет соответствует и логике развития медиарынка. «Экономика книжного рынка порочна, производитель банально недополучает прибыль,— объясняет генеральный директор издательства „Гелеос“ Левон Григорян.— Себестоимость как интеллектуального, так и материального продукта (бумага, полиграфуслуги) у нас близка к среднеевропейской. А конечная цена книги в три-пять раз ниже».

Производство интернет-контента гораздо дешевле издания бумажных книг, поэтому, как говорит PR-директор издательства «Росмэн» Алексей Шехов, об открытии онлайн-направлений сейчас задумываются все ведущие игроки рынка. «Не рассматривать интернет — это профессиональное самоубийство»,— считает Шехов. К слову, нечто подобное ранее пережил рынок газет о поиске работы, читательская аудитория которых постоянно сокращалась. И некоторые игроки смогли извлечь из интернета немалую выгоду. Например, в 2000 году компания «Пронто Москва», издатель газеты «Из рук в руки», запустила проект Job.ru. Сейчас, по данным Rambler's top-100, это самый популярный сайт по поиску работы в Рунете.

Однако перспективы новых проектов «Олмы» отнюдь не безоблачны. Так, Алексей Шехов сомневается, что «Олма» сможет найти в своих книгах нужный интернет-аудитории контент. «„Олма“ — универсальное издательство, а значит, работает „по верхам“,— говорит Шехов.— Едва ли оно сможет удовлетворить спрос узкого сегмента аудитории в полном объеме». Учитывая огромный по меркам Рунета объем инвестиций, проект грозит обернуться неожиданными издержками.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА Приход в «Олма медиа групп» команды Дмитрия Иванова стал инновацией: во главе крупных издательств традиционно стоят их собственники. Наемный менеджер Иванов энергично взялся за задачу повышения эффективности бизнеса. Например, серьезно сократил штат «Олма медиа груп» и объявил о намерении открыть интернет-библиотеку. Однако промежуточные итоги деятельности Иванова оценивают неоднозначно. По некоторым данным, за это время компания сократила долю рынка. Ранее «Олма» была одним из трех крупнейших издательств страны. А сейчас, по данным Алексея Шехова, всего лишь «твердо входит в десятку».