27 Окт 2008

Жизнь в коробке с леденцами

Так получилось, что новый роман известного писателя Анатолия Приставкина вышел в свет спустя несколько месяцев после смерти автора. Книга с забавным названием, наводящим на мысль о детской сказке, - "Король Монпасье Мармелажка Первый" - и коробочкой леденцов на обложке оказалась во всех смыслах итогом творчества прозаика, который за свою долгую жизнь (Анатолий Игнатьевич родился в 1931 г. и рано начал писать) создал немало прекрасных книг, полюбившихся читателям всех возрастов. Многие знают его по повести "Ночевала тучка золотая", вошедшей в школьные хрестоматии и экранизированной еще в конце 1980-х годов.

"Мармелажка" - книга для нынешнего времени уникальная, потому что она создана писателем, чье творчество унаследовало от советской литературы ее внимание к человеку, неприятие цинизма, удивительно органичное сочетание социальной проблематики и лиризма, не говоря уже о простом, красивом, живом и образном языке, который придает повествованию тональность неспешного сказа. Читатель, заставший доперестроечные времена, наверняка будет приятно удивлен возможности окунуться в ностальгические воспоминания о смутных 1980-х и бурных 1990-х, переживая их вместе с главным героем - литератором Александром Васильевичем Соколовым.

"Мармелажка", несмотря на традиционность стиля, - роман многоплановый, наполненный глубинной символикой и заставляющий размышлять о проблемах, которыми мы в повседневной суете давно пренебрегаем. При всем тематическом разнообразии книга в целом - о России.

Курортный поселок Монпасье (он же Королевство, он же хорошо знакомый Приставкину Дом писателей в Коктебеле) несет на себе отпечаток всех катастрофических перемен, которые произошли со страной. И Соколов, который приезжает сюда, на море, еще не оправившись от тяжелой болезни, вместо целительного отдыха окунается в атмосферу засилья корысти и меркантилизма. Пляж загородили ларьки с шашлыком и выпивкой, на шезлонгах лежат матроны, увешанные золотом, и некий злодей тайком травит местных беспризорных собак одну за другой. А литераторы - исконные "хозяева" Монпасье - ютятся в поселке на птичьих правах, каждое лето опасаясь быть изгнанными.

Главный герой сводит воедино несколько сюжетных линий: хроники Королевства, истории из жизни советской элиты, воспоминания Соколова о болезни и больнице, о собственной жизни и трагически погибшей дочери. Но самой интересной задумкой Приставкина является так называемый роман в романе: в "Мармелажке" переплетаются биографические заметки о БОСе - Борисе Остаповиче Соловьеве, бывшей партийной шишке, а ныне влиятельном бизнесмене, и история жизни Григория Котошихина - подьячего польского приказа, в XVII в. бежавшего из России в Польшу и затем в Швецию. Этот удивительный человек написал о родной стране немыслимую по тем временам книгу, раскрыв до мелочей неприглядную изнанку государственного уклада. Объемные цитаты из нее Приставкин приводит в тексте, искусно сопоставляя их с реалиями нынешнего времени.