23 Сен 2008

Издательства шагают в интернет

В области онлайновой рекламы издатели в этом году начали проявлять большую изобретательность, не забывая, однако, и про традиционные промо–сайты. Так, в блогосфере появлялось сообщение о том, что часть книги детективной писательницы Татьяны Гармаш–Роффе была украдена из блога. Впоследствии выяснилось, что на самом деле весь скандал был задуман как вирусная реклама этой самой книги, а блогер, обвиняющий писательницу в плагиате, был таким же плодом ее воображения, как и сам роман. Возможно для издателей вирусный маркетинг и в новинку, но в блогах он уже набил оскомину. Помимо него, существует масса других вариантов креативного продвижения в сети.

Издатели присматриваются к возможностям интерактивной рекламы. Начал свою работу сайт нового «романа–игры» Бориса Акунина «Квест». Фактически, под одним названием выпускается два продукта – один традиционный, бумажный, и другой – гипертекстовый роман. Идея гиперромана существовала давно, еще до появления интернета, а после того, как интернет стал массовым явлением, не покидала умы самых разных авторов. Ни одного по–настоящему удачного образца, правда, пока не создано, однако имеется ряд весьма серьезных научных исследований по теории гипертекстовой книги. К моменту своей публикации (2000 год) исследования эти казались неуместным теоретизированием вокруг уже оплаканного трупа «сетературы», однако с приходом в Интернет крупных издательских домов, ценность подобных работ может сильно возрасти.

Плата за перелистывание

В том, что касается портирования в сеть основной деятельности издательств – организации сбыта книг – есть свои проблемы. Максим Мошков, создатель интернет–библиотеки Lib.ru, полагает, что хотя продажа электронных версий книг издательствами–правообладателями и является вполне реализуемой бизнес–моделью, доля рынка электронной торговли всегда будет очень ограниченной и не сможет сравняться по доходности с современной бумажной книготорговлей. Осложняется ситуация и российским законодательством. Возникла ситуация, когда те, у кого есть права, не имеют технической возможности продавать электронные книги, а те, кто имеют технические возможности – не имеют прав.

Издательство «Олма», однако, все книги переводит в цифровой формат. Началась эта деятельность в 2006 году с сотрудничества с Google. Помимо загрузки электронных книг, читателю предлагается чтение книги непосредственно в сети с постраничной оплатой. В дальнейшем планируется ориентация на защищенные от копирования форматы, сообщает директор по маркетингу «Олма Новые Медиа» Григорий Кузин. Кроме продажи книг, имеющих бумажный аналог, Сеть можно использовать и для тестирования новых авторов, которые сначала издаются электронным образом и лишь в случае успеха – на бумаге. Для реализации подобных проектов издательства проводят многочисленные конкурсы.

Сайт в два месяца

Третий заметный в последнее время род интернет–активности представляет собой издательская деятельность непосредственно в сети. По словам Григория Кузина, формой такой деятельности являются «вертикальные» тематические сайты, не связанные напрямую с издательским бизнесом, но использующие книжный контент, на который издательство имеет все необходимые права. Первый тематический сайт (www.inha.ru), посвященный популярной психологии, заработал совсем недавно.

В этом году «Олма» планирует запустить еще 3 тематических сайта: женский, детский и о здоровье – отработанная технология позволяет готовить новый сайт за два месяца.

В ближайшее время следует ожидать роста количества проектов, инициированных книгоиздателями в сети. У издательских домов есть наработанные методики, позволяющие выпускать качественные проекты быстро и технологично. Вопрос только в том, окупится это или нет. Продукт–то будет, будет ли потребитель?