17 Сен 2008

Издательства шагают в Сеть

Скандалы, интриги, расследования

В области онлайновой рекламы издатели в этом году начали проявлять большую изобретательность, не забывая, однако, и про традиционные промо-сайты. Так, в блогосфере появлялось сообщение о том, что часть книги детективной писательницы Татьяны Гармаш-Роффе была украдена из блога. Впоследствии выяснилось, что на самом деле весь скандал был задуман как вирусная реклама этой самой книги, а блогер, обвиняющий писательницу в плагиате, был таким же плодом ее воображения, как и сам роман. Возможно для издателей вирусный маркетинг и в новинку, но в блогах он уже набил оскомину. Помимо него, существует масса других вариантов креативного продвижения в Сети.

Издатели присматриваются к возможностям интерактивной рекламы. Начал свою работу сайт нового «романа-игры» Бориса Акунина «Квест». Фактически, под одним названием выпускается два продукта — один традиционный, бумажный, и другой — гипертекстовый роман. Идея гиперромана существовала давно, еще до появления Интернета, а после того, как Интернет стал массовым явлением, не покидала умы самых разных авторов. Ни одного по-настоящему удачного образца, правда, пока не создано, однако имеется ряд весьма серьезных научных исследований по теории гипертекстовой книги. К моменту своей публикации (2000 год) исследования эти казались неуместным теоретизированием вокруг уже оплаканного трупа «сетературы», однако с приходом в Интернет крупных издательских домов, ценность подобных работ может сильно возрасти.


Плата за перелистывание

В том, что касается портирования в Сеть основной деятельности издательств — организации сбыта книг — есть свои проблемы. Максим Мошков, создатель интернет-библиотеки Lib.ru, полагает, что хотя продажа электронных версий книг издательствами-правообладателями и является вполне реализуемой бизнес-моделью, доля рынка электронной торговли всегда будет очень ограниченной и не сможет сравняться по доходности с современной бумажной книготорговлей. Осложняется ситуация и российским законодательством. Возникла ситуация, когда те, у кого есть права, не имеют технической возможности продавать электронные книги, а те, кто имеют технические возможности — не имеют прав.

Издательство «Олма», однако, все книги переводит в цифровой формат. Началась эта деятельность в 2006 году с сотрудничества с Google. Помимо загрузки электронных книг, читателю предлагается чтение книги непосредственно в Сети с постраничной оплатой. В дальнейшем планируется ориентация на защищенные от копирования форматы, сообщает директор по маркетингу «ОЛМА Новые Медиа» Григорий Кузин. Кроме продажи книг, имеющих бумажный аналог, Сеть можно использовать и для тестирования новых авторов, которые сначала издаются электронным образом и лишь в случае успеха — на бумаге. Для реализации подобных проектов издательства проводят многочисленные конкурсы.


Сайт в два месяца

Третий заметный в последнее время род интернет-активности представляет собой издательская деятельность непосредственно в Сети. По словам Григория Кузина, формой такой деятельности являются «вертикальные» тематические сайты, не связанные напрямую с издательским бизнесом, но использующие книжный контент, на который издательство имеет все необходимые права. Первый тематический сайт (www.inha.ru), посвященный популярной психологии, заработал совсем недавно.

В этом году «Олма» планирует запустить еще 3 тематических сайта: женский, детский и о здоровье — отработанная технология позволяет готовить новый сайт за два месяца.

В ближайшее время следует ожидать роста количества проектов, инициированных книгоиздателями в Сети. У издательских домов есть наработанные методики, позволяющие выпускать качественные проекты быстро и технологично. Вопрос только в том, окупится это или нет. Продукт-то будет, будет ли потребитель?