27 Фев 2010

Учебники раскрепощения

На Всероссийский семинар-совещание «ОЛМА-Учебник», посвященный новым подходам к обучению по УМК «Русский язык для 5–9 классов» под общей редакцией Генриетты Григорьевны Граник и УМК «Русский язык для 10–11 классов. Профильный уровень» Галины Федоровны Хлебинской, собрались учителя, методисты, представители городских и районных департаментов образования. Их вердикт — по этим учебникам интересно учить и учиться, они раскрывают в детях новые способности, будоражат воображение, рождают мощные ассоциативные ряды. Все это способствует усвоению родного языка и положительно сказывается на успеваемости по другим предметам.

Два дня — 25 и 26 февраля — в здании Психологического института РАО на Моховой проходил семинар, инициированный издательством «ОЛМА-Учебник», книги которого входят в Федеральные перечни учебной литературы. Учителя и методисты из разных городов России рассказывали создателям учебников русского языка, почему при всем богатстве выбора они остановились именно на УМК  «Русский язык», созданных коллективом авторов под руководством Г.Г.Граник. Разработчики, в свою очередь, старались объяснить преподавателям средней школы, какие технологии закладывали они в свои учебники, чтобы процесс обучения был интересным для ребят и эффективным с точки зрения формирования грамотности. Руководитель «ОЛМА-Учебник» Нина Владимировна Филонович сформулировала общую цель так: «Мы хотели сделать свои учебники узнаваемыми и значимыми сегодня. Чтобы когда их будут держать в руках и заниматься по ним наши дети, эти учебники были как интересны, так и полезны. Учебники «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Генриетты Григорьевны Граник — это линия учебников, в которой авторами  использовались новые подходы к обучению».

Что это означает? Что входит в понятие «новые подходы»?

Главное, что ребятам в первые же месяцы обучения в средней школе дают основы лингвистики родного языка, его развития во времени, этимологию отдельных слов. Причем облекают это в форму занимательных рассказов или игр.

Из доклада Натальи Анатольевна Борисенко «Лингвистические основы создания нового курса русского языка»:

«Мы рассказываем ребятам о мальчике Онфиме, который жил когда-то в древнем Новгороде, писал на бересте буквы и слова. А однажды отступил от обучения грамоте и принялся рисовать. Он изобразил страшного зверя с торчащими ушами, с высунутым языком. И подписал «Я зверь». Другой раз мальчик Онфим нарисовал свой «автопортрет», каким он видел себя, когда вырастет: мужественным смелым всадником с копьем.  Рассказываем ученикам о том, как ученые в ХХ веке нашли новгородские берестяные грамоты, каково было значение этой находки. Вот как бывает — сидел мальчик над своими уроками, скучал, уставал. Скорее всего, его родители думали, что он ленится. Не знали они, да и сам мальчик не знал, что пишет нам письмо, повествуя о том, как учились дети грамоте на Руси. Так мы показываем связь между историей языка и историей народа. Мы заметили, что чем интереснее истории читает, а потом пересказывает ученик, тем грамотнее становится письмо».

Основной принцип новых технологий сформулировала Генриетта Григорьевна Граник: «В наших учебниках заложено огромное уважение к ученику! Здесь не встретишь команд «Встань!», «Сядь!» и пр. Наши учебники разговаривают с учеником». Настоящей визитной карточкой учебников стало приглашение к чтению произведений знаменитых поэтов и прозаиков — Пушкина, Некрасова, Толстого, Паустовского, Есенина, Маяковского, Хлебникова, Шварца, Заходера… Всех и не перечислишь! Действительно, что может быть лучше талантливого литературного слова для воспитания грамотной речи и интеллекта? По мнению учительницы из Смоленска Ольги Григорьевны Михеенковой, чтение и разбор «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло прекрасно формирует  у пятиклассников образное мышление. А Маргарита Аркадьевна Куртяник из Сызрани приводит в пример своего ученика, который несколько раз сталкивался в учебниках с цитатами из «Двух капитанов» Валентина Каверина и счел необходимым отправиться в библиотеку — взять и прочесть всю книгу.

«Изюминкой» стали юмористические рассказы и сказки, написанные Тамарой Крюковой специально для представленных учебников. В них прекрасно используется готовность маленьких людей делать свои открытия.

uchebniki-raskreposheniya1.jpguchebniki-raskreposheniya2.jpguchebniki-raskreposheniya3.jpg
uchebniki-raskreposheniya4.jpguchebniki-raskreposheniya5.jpguchebniki-raskreposheniya6.jpg