5 Апр 2010

Владимир Мединский пишет о русской истории через призму PR

В мартовском номере журнала «Читаем вместе» опубликовали интервью с Владимиром Мединским. Поводом для беседы стала новая книга журналиста и депутата Государственной думы «Особенности национального пиара.PRавдивая история Руси  от Рюрика до Петра».


- Владимир Ростиславович, Ваша новая книга написана столь легким и понятным языком, что ее популярность у читателей изначально не вызывала сомнений. Но на какую аудиторию рассчитывали именно Вы?

– Надо сказать, что успешные продажи этой книги стали для меня большим сюрпризом. На самом деле – это мои авторизированные лекции, написанные для студентов МГИМО. Сегодняшние студенты историю знают очень плохо, ведь в учебных планах часы занятий отечественной истории резко сокращены: на всю историю России оставили один семестр. И получается, что если в МГИМО все еще более-менее в порядке – сказывается и элитарность вуза, и сильный менеджмент, то в большинстве вузов с историей России совсем беда. В то же время студентам-журналистам, например, усиленно преподают Public Relations. PR – это мода, спрос, а не наука. Для гуманитария же основное – язык, литература, история.

Поэтому я и решил донести историю через призму PR. Студентам так интереснее, и они на эту зацепку клюнули.

Недавно Вы были в Эстонии и Украине, проводили встречи с читателями. После этого в местной прессе появилось довольно много откликов о Ваших «Мифах о России». Как, на Ваш взгляд, в этих странах восприняли эти книги?

– Хорошо восприняли, хотя официально там моих книг в продаже нет. А вообще я сейчас полностью переделываю это издание, поскольку накопилось много нового материала, который просто жалко оставлять в столе. Издание будет носить условное название «Мифы о России. Издание 2010». Очень надеюсь, что весной книги уже появятся в продаже.

– А как, кстати, относятся к Вашим «Мифам…» обычные читатели? Больше отрицательных или хвалебных отзывов?

– Мне очень интересно просматривать читательские рецензии в Интернете. Они наиболее непредвзятые. Особенно позабавила та, где говорится, что я в «Особенностях национального пиара» опять поиздевался над историей и засунул в один том 20 томов Соловьева и 10 – Ключевского. Правда, добавляет автор рецензии, Мединского читать прикольно, а на Соловьеве он засыпает. Я действительно стараюсь популяризировать историю России и не претендую на роль профессионального историка. Так что такая оценка даже льстит.

– В название своей новой книги Вы вынесли модное словосочетание PR. Не кажется ли Вам, что его и так много в современной российской литературе?

– Да, действительно, сейчас это модно. В какой-то степени свобода слова и выбора плюс свободный рынок рождают спрос на PR. Его главная цель – способствовать продажам. Мое первое знакомство с PR состоялось еще на заре перестройки. Тогда к нам в Россию приехал автор первой вышедшей у нас книги о PR англичанин Сэм Блэк. Ему было лет под сто, наверное. Читать его книгу было невозможно – дикая скукотища. Он рассказывал о социальных функциях PR, говорил, как «выстраивать общественные отношения» и «наводить мосты между целевыми аудиториями». Это все чушь, как мы поняли позже. Главная цель PR– продать, только сделать это не так в лоб, как реклама. Поэтому в условиях свободного рынка PR и становится так востребован.

– А что Вам нравится из современной литературы?

– К сожалению, в последнее время не так много читаю современников. В основном, бестселлеры: Акунина, Дэна Брауна. «Легендами Арбата» очень порадовал Веллер. Смеялся от души. Мое новое открытие в исторической литературе – это книги Валерия Шамбарова. Для популяризатора, как я, его работы – просто клад. Жаль, сложно найти все его книги. Понравились «10 мифов о России» Музафарова, хотя название показалось до странности знакомым. Прочитал с ревностью, поскольку он пошел просто по оглавлению – по моим стопам, но зато – с пользой. А вот «10 мифов об Украине» – уже скучно.

– Ваши книги рассчитаны на взрослую аудиторию, но не кажется ли Вам, что подростковой литературе, особенно отечественной, необходима государственная поддержка?

– Недавно в РГБ (Ленинке) состоялся круглый стол, на котором говорили именно об этих проблемах. В качестве примера приводили изданные у нас новые книги для самых маленьких, которые собравшихся повергли в ужас. Например, какая-то «Маленькая книжка о какашках» шведки Перниллы Стальфельт или неадаптированные книги, которые издает Шведский свободный институт – на их страницах повсюду изображены голые мальчики и девочки с идиотскими комментариями для детей 5–6 лет. Такое может придумывать только ненормальный человек. На мой взгляд, нам уже давно необходимо возвращение нравственного контроля, а чтобы никого не пугать словом «цензура», можно, например, создать Совет по нравственности. Стали поступать жалобы – рассмотрели – вынесли определение. Вплоть до изъятия из продаж. Да и не думаю, что книжная торговля захочет возиться с книжкой, у которой столь дурная репутация.

А проблема нехватки подростковой литературы, действительно, стоит очень остро. В итоге эта ниша заполняется Интернетом или сериалами типа «Школа». И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о необходимости нравственного контроля.

– Есть ли у Вас уже задумки новой книги?


– Моя макрозадумка – это «Мифы СССР». Мечтаю попробовать подвести черту под бессмысленным и беспощадным спором над «красной» и «белой» историей. Чтобы закончить тупиковую дискуссию: кто хороший, а кто плохой – Колчак или Фрунзе, Свердлов или Керенский. Остов, идея книги есть, но нужно наращивать мясо… А с этим пока проблемы – не хватает времени. Зато почти готова небольшая книжечка про Чехию. Не удивляйтесь: я в институте специализировался на истории Чехословакии, и она будет про русских в Чехии и чехов в России. Про встречи двух славянских культур.