11 Ноя 2010

Известный писатель Андрей Бинев: «Сейчас поклоняются ничтожным кумирам».

9 ноября 2010 года гостями вечернего эфира радио КП-ФМ стали писатель Андрей Бинев и продюсер Бари Алибасов. В беседе были затронуты вопросы массовой культуры: что такое идолопоклонство сегодня,  чем оно отличается от поклонения кумирам в прежние времена.      

 

Мнения Андрея Бинева и Бари Алибасова во многом совпадали. По мнению автора «Эстетики убийства», сегодня кумирами становятся люди пустые, ничего из себя не представляющие.

Андрей Бинев в прямом эфире сделал глубокий, хотя и краткий, анализ явления «идолопоклонства» и дал ему оценку:

«Есть крупные идолы, а есть мелкие — все зависит от интеллектуального масштаба поклоняющихся им. Идол может не быть нравственным гением, а даже напротив. Примеры — Ленин, Сталин, Гитлер, Наполеон. Никто не задается вопросом, правы они и или нет, но толпа поклоняется в этом случае только силе. Есть идолы нравственные — Пушкин, Толстой, Достоевский, Солженицын. Тогда — это истинные кумиры, хотя слово «кумир» тоже означает «идол».

Однако сейчас заметна тенденция «выпестования» кумиров из ничего, из ничтожества. Потому что это приносит деньги тем, для кого этот кумир — коммерческий или политический проект. Примеров много и в политике, и в литературе, и в шоу-бизнесе, и в изобразительном и монументальном искусстве.

И еще один аспект, а вернее, пример этой проблемы. Абсолютно визуальный: для жителей какого-нибудь небольшого городка самой важной вершиной является холм, с которого виден весь городок. Для человечества самой значительной вершиной является, допустим, Памир.  Это и есть разница в масштабе наблюдателей и почитателей кумиров — для кого-то мелкий кумир является вершиной его представлений об успехе, а для кого-то важен кумир, пришедший в этот мир, чтобы остаться в нем на века, или, во всяком случае, на долгие-долгие годы. Слово «кумир» одно, а принципы его восхождения настолько разные, что отличают один случай от другого принципиально.  Низвержение кумиров большого масштаба близко к понятию «природный катаклизм». Падение же мелких кумиров заметит лишь малое количество людей, но и это для них вполне может стать трагедией. Разницы в поклонении кумирам в древние времена и в настоящее время нет никакой. Дело лишь в технической оснащенности и в носителях информации. А это диктует и долговечность, и скорость появления, и обстоятельства исчезновения. Но также и конкурентную среду, которая в наши дни куда более плотная, чем раньше.

«Не сотвори себе кумира» — Божья заповедь людям. На мой взгляд, она нарушается чаще других заповедей.



Читайте также по теме:
Детектив Андрея Бинева «Эстетика убийства» — в центре внимания критиков
Фрагмент романа «Эстетика убийства»